Сайты образовательных учреждений района

Психолога

СКАЗКИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

                                                                                     РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ                                                                                   

Рассказывание мамой сказок для детей, которые сейчас проживают адаптацию к садику, поможет справиться со стрессом.                  Слушая сказку, малыш будет идентифицировать     себя с главным героем. Слушая истории, которые приключаются с ребятами, так похожими на него, ребенок будет понимать, что не одинок!

Главное, если вы читаете сказку дочке – то главная героиня будет девочка. А если слушателем является сынишка – в сказке героем будет мальчик.

И еще небольшая подсказка: в текст сказок и историй можно включать те события, которые происходят в жизни вашего малыша.

 Сказка о детской кроватке

Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду и стояла в спальне среди других кроваток. В детский сад приходили детишки и ложились в кроватки и кроватки их грели. Детишкам было в кроватках хорошо, тепло и они засыпали. И только одной кроватке не досталось ребёночка. Ей некого было греть, ей было скучно. И вот появилась новенькая девочка (мальчик), которую положили именно в эту кроватку. Кроватка так обрадовалась. Девочка была очень миленькая, добрая. Кроватка очень ждала, когда девочка придёт к ней. А когда девочка приходила – кроватка старалась скорее согреть её и подарить сон. Но вот девочке вдруг разонравилось спать в саду. Ложась в кроватку она постоянно спрашивала про маму. Кроватка изо всех сил старалась согреть её, чтобы девочка заснула.

Но девочка не спала. Кроватка стала бояться, что девочка совсем не захочет спать и она снова останется одна. Ей от этого было очень грустно, ведь она уже так привыкла к этой девочке, ей так нравилось её греть. Кроватку создали для того, чтобы она дарила сон детишкам. Каждая кроватка мечтала делать это. А наша кроватка тоже. И у тебя в садике тоже есть кроватка. Она тебя очень ждёт, она любит греть тебя и радуется, когда ты спишь в ней».

Сказка про Грустинку    

      Жила-была девочка Маша. Сначала она была совсем малышкой, а потом росла-росла и подросла. Да так подросла, что можно теперь ей было в садик идти с ребятками играть. Мама и папа так обрадовались, что Маша большая. Устроили праздник. Мама торт испекла, и Маша даже сама свечки задувала. 
На следующий день Машуля в первый раз в садик пошла, и так ей там понравилось, что даже уходить не хотела. Играла с игрушками, кушала кашу-вкусняшу. А еще у неё там дружок появился — Семён, такой весёлый мальчишка с кудряшками. Целыми днями они вместе играли. Семён садился на одном конце комнаты и толкал Маше большой грузовик. Маша ловила его, нагружала в кузов кубики и отправляла к Семёну, а он строил большую башню. Весело им было вместе. Даже засыпать было нескучно, потому что кроватки стояли рядышком, и они вместе закрывали глазки и спали. 
И вот в один осенний дождливый день, когда листья стали совсем жёлтыми, ветер принёс в детский садик Грустинку. Она была такая маленькая, серенькая, как микробик, влетела в форточку и спряталась в кармашек к Маше. И тут Машу как подменили. Стало ей грустно, она почему-то расстроилась, маму потеряла и давай плакать. Все ребятки и воспитательница её успокаивали, успокаивали... А слёзки сами собой всё равно капают, так кап-кап-кап... И всё Маша знает, что мама скоро придёт, просто сходит на работку, потом купит вкусный йогурт и прибежит за Машей. Знает это Маша, а всё равно почему-то грустно — хочется, чтобы мама прямо сейчас пришла... А это всё грустная Грустинка сидит в кармашке и Машу расстраивает, плакать заставляет. 
Семён Машу пытался развеселить: и в каравай предлагал поиграть, куклу ей в коляске прикатил — а Маша всё равно грустная. И тут Семён увидел, что у Машули глазки совсем мокрые. И решил ей помочь: 
— Дай, — говорит, — я твой платочек достану, и слёзки вытрем, не плачь! 
Вытащил Сёма Машин платочек, вместе с ним Грустинка из кармашка и вытряхнулась, и опять в форточку улетела. А Маша тут же улыбнулась, а потом засмеялась и стала снова весёлая. А Сёма и другие ребятки, конечно, очень обрадовались, что Грустинка совсем улетела, и все вместе побежали мультики смотреть. С тех пор Маша всегда свой кармашек проверяет, не застряла ли там Грустинка и никогда в садике больше не грустит. 

Котёнок Кузька идёт в детский сад

Жил-был котёнок Кузька. Он был серенький, только ушки у него были беленькие. И была у Кузьки мама, большая полосатая кошка Мурка. 
Как-то раз мама сказала Кузьке: 
— Завтра ты в первый раз пойдёшь в детский сад. 
— Детский сад?! А что это такое? — спросил котёнок. 
— Детский сад это такое место, где все котята вместе играют, кушают и спят, — улыбнулась мама-кошка. 
— Мамочка, а мой друг Дружок тоже там будет? 
— Нет, Кузька. Дружок будет ходить в детский сад для щенков. А по вечерам вы будите встречаться и рассказывать друг другу, как вы хорошо провели время в садике, в какие игры играли, — объяснила мама Кузьке. 
— Мамочка, мне грустно будет без Дружка. А ты со мной будешь? — спросил малыш-котёнок. 
— Нет, любимый мой, я тебя отведу в садик, а затем уйду домой. Ты там будешь играть с другими котятами, пить молочко, спать. Не заметишь, как время пролетит, и я приду за тобой. 
Кузьке не очень хотелось идти в садик. Он не мог представить себе, что столько времени будет один, без мамы. Котёнок долго не мог заснуть, ворочался в кроватке и думал про детский сад. 
Утром мама рассказала Кузьке о том, что он найдёт в садике новых друзей. 
Когда они подошли к детскому саду, навстречу им вышла пушистая серая кошка. 
— Я твоя воспитательница, а зовут меня Пушинка, — произнесла она. — А вон там другие котята, с которыми ты сможешь играть в разные игры. 
— Привет, я Мурзик! Пошли играть в догонялки! — один чёрненький котёнок подбежал к Кузьке и потянул его за собой. 
Мама Мурка помахала своему сыночку на прощание и вышла. Кузьке стало немного грустно, но Мурзик торопил его начать игру. Сначала они поиграли в догонялки, затем в прятки, потом тётя Пушинка почитала им сказку «Кто сказал мяу», затем они выпили молочко и легли отдыхать. После сна игры продолжились. Кузьке было так интересно и весело, что он не заметил, как пришло время, чтобы идти домой. 
— Мама, это было так здорово! — сказал он своей маме по дороге домой. — Как мне хочется всё-всё рассказать Дружку! 
— Я думаю, что и ему есть чем с тобой поделиться, — ответила Кузькина мама. 
Действительно, Дружок уже ждал котёнка около дома, чтобы рассказать о своём дне, а также поиграть со своим лучшим другом. Они играли до самого вечера, но постарались пораньше лечь спать, чтобы не проспать и не опоздать в садик. 
На следующее утро Кузька встал раньше мамы и помчался пить молоко и чистить зубы. Он знал, что его ждёт ещё один замечательный день в детском саду.

Сказка о Сонечке, садике и слонике

Жила была девочка. Звали ее Сонечка. Она была хорошей девочкой, вот только очень не любила ходить в садик. Ее сестричка Леночка ходила в садик с удовольствием, у нее там были подружки — Варя и Поля. Девочкам было вместе весело и интересно. А у Софии не было подружек. Может, потому, что она была немножко капризной и чуть-чуть жадной. Попросит у нее кто-нибудь игрушку поиграть, а она не дает — жалко ей. 
Сидит София в уголке, дуется на всех — и на маму, и на воспитательниц, и на деток. На деток особенно — они так весело играют, и никто не обращает внимания, что ей так грустно. Так обидно стало Соне, что она схватила первую попавшуюся под руку игрушку и со всей силы бросила ее на пол. Пусть знает! 
И тут... Девочка увидела, что игрушка (а это был слоненок) заплакала. Тихонько так начала всхлипывать и в глазах-пуговках появились слезы. Соня присела на корточки и стала внимательно рассматривать слоненка — а вдруг ей просто показалось. Ведь игрушки не умеют плакать. Нет, не показалось. Слоненок горько-горько плакал. Девочке стало стыдно. 
— Не плачь, не нужно, — она взяла игрушку на руки, — я... я не хотела тебя обидеть.
Но слоненок все продолжал хлюпать носом. Соня вытащила из сумочки, которую всегда носила с собой, носовой платочек и вытерла заплаканные глаза и хобот игрушке. 
— Ну, ты чего? 
— Мне, мне так грустно, так одиноко, а еще ты меня так обидела, — всхлипнул слоненок. 
— Прости, — девочке стало стыдно. — А почему тебе грустно? 
— Я здесь никого не знаю. Меня совсем недавно купили в садик. Раньше я жил на фабрике, вместе со своими братьями и сестрами, там было еще много игрушек, нам было так хорошо. А потом нас всех раскупили. Кого куда. Я попал к вам в детский садик, я здесь совсем никого-никого не знаю. Никто не хочет со мной играть, мне так одиноко. 
— Мне тоже, — вздохнула София. — У меня дома тоже — и папа, и мама, и сестричка. Дома так хорошо... 
— Хорошо, — согласился слоненок. — Только теперь мой дом здесь. Ты вечером обязательной пойдешь домой, к папе с мамой, а я останусь тут, в темной комнате, совсем один... 
И он опять заплакал. 
— Не плачь, пожалуйста, не плачь, — она гладила его по голове и вытирала слезы, — Я... я завтра опять приду к тебе. Честно-честно. Вот прямо с утра и приду. Ты просто ложись спать вечером и спи до утра. Когда проснешься — я уже приду. И буду с тобой играть. И сказки тебе расскажу. И даже познакомлю с другими игрушками, хочешь? 
— Конечно, хочу! — обрадовался слоненок. 
— Вот и хорошо, а теперь — давай играть! 
— Давай. 
Вот так София весь день и провела в садике, играя со слоненком. Она познакомила его с другими игрушками, чтобы ему не было скучно, пока она будет дома. И даже сама познакомилась с некоторыми детками, ведь вместе играть гораздо веселее. 
И каждое утро Соня с удовольствием шла в детский сад, ведь она знала, что там ее ждет ее друг — слоненок. И он будет очень-очень сильно скучать, если вдруг она не придет.

                                Материал подготовила: педагог-психолог: Костарева  А.Ю
При создании материалов были использованы изображения и сказки,
 взятые из открытых источников сети Интернет.

Почему дети лгут

Ничто так не выводит родителей, из себя, как детская ложь. Взрослые опасаются, что из маленького обманщика вырастет безнравственный человек, они негодуют от того, что, солгав, ребенок обманул доверие окружающих.

Многие родители оказываются в растерянности от незнания, как дальше строить свои отношения с ребенком: продолжать ему доверять? наказывать его? какое наказание будет подходящим?

Психологи считают, что детская ложь-это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка.

От недостатка любви.

К сожалению, родителей чаще всего интересует вопрос: каким должно быть наказание, чтобы ребенку «неповадно было»? Очень немногие задумываются над причинами такого поведения.

А ведь только понимание причин неискренности ребенка поможет преодолеть возникшее отклонение в поведении. В большинстве случаев, чтобы изменилось поведение ребенка, достаточно изменить ситуацию, в которой он находится. Врунишка обычно страдает от недостатка внимания и любви со стороны родителей, он испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая самооценка.

Не оправдывающий ожиданий родителей, которые ему об этом постоянно напоминают, имеет трудности в усвоении знаний, нарушения в поведении.

Часто лгущий ребенок очень озлоблен. Он начинает лгать, чтобы дать выход своей враждебности, а не из страха наказания. Понимания, что ложь раздражает взрослых, он стремится именно рассердить родителей, воспитателей, даже если ему за это придется понести наказание.

Ложь для детей - это еще и способ доказать самим себе и окружающим свою независимость. Иногда дети даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать своим родителям.

Бывает, ребенок испытывает такой восторг удачного обмана, что стремится поделиться порой и с обманутым, поэтому сам тут же и признается во лжи.

Тем не менее успешность лжи укрепляет в ребенке уверенности, что это лучшая из возможностей восторжествовать над обидчиком.

Таким образом, можно выделить четыре основных причины детской лжи. Чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:

- избежать неприятных для себя последствий;

- добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (это внимание и интерес окружающих);

- получить власть над окружающими (иногда отомстить им);

- защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь). 

Надо отметить, что перечисленные причины, ведущие к утаиванию и искажению правды, в равной мере относятся и к поведению взрослых.

Хвастуны и фантазеры.

Слегка приврав, немного исказив факты, мы избегаем неприятных объяснений, выходим из затруднительного положения и вообще облегчаем себе жизнь.

Наши дети все это видят и «мотают на ус».

Умение подать информацию в выгодном для себя свете, в общем-то, полезно (например, в будущем оно может пригодиться при поступлении на работу), но постоянное приписывание себе чужих заслуг и несуществующих достижений не способствует развитию личности и может привести к серьезным нарушениям психики.

Так называемый уход ребенка в мир фантазий свидетельствует о его серьезной неудовлетворительности жизнью. Непопулярные и малопослушные дети учатся скрывать свои неудачи или подавать о себе информацию в выгодном свете, надеясь, если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе.

Отверженный сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание. Ведь в большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и в конце концов он запутывается окончательно. А когда все раскрывается, он делается еще менее привлекательным для окружающих. Если же фантазеру удается избежать разоблачения, то постепенно он сам начинает верить в свои выдумки и «переселяется» в выдуманный мир, где он удачлив и всеми любим.

И ребенок окончательно замыкается в себе.

Бескорыстно и безопасно.

  Но бывают и совсем другие фантазеры. Эти дети используют обман не только для того, чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства или возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы повеселить их. Наверное, это самый невинный и безопасный вид обмана, потому что цели, преследуемые ребенком, не корыстны. В таких случаях вымысел столь очевиден, что это понимают и ребенок, и взрослый, но подыгрывают друг другу.

Сигнал тревоги.

          Иногда, столкнувшись с детской ложью, взрослые надеются, что все само как-нибудь устроится. Они не придают значения происшедшему, делая вид, что ничего из ряда вон выходящего не случилось.

  Для ребенка одинаково вредны как родительская агрессия, так и родительское бездействие, особенно если вспомнить, что в большинстве случаев детская ложь-это сигнал тревоги. Последствия родительского равнодушия могут быть очень серьезными, вплоть до развития у ребенка асоциальных черт характера.

Психолог Л.Б. Филонов в работе «Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением» выделил факторы, повлиявшие на появление и развитие лживости. До трех лет не существует различия между детьми, «у которых впоследствии развивается или не развивается качество лживости», оно появляется только в 4-5 лет. Сознательное использование лжи и умалчивания появляются, когда ребенок боится наказания за проступки и за испытываемые чувства. Он видит, что откровенность и честность не всегда являются тем желаемым поведением, которое «проповедуется взрослыми».

         В начале утаивание вызывает болезнь наказания, затем вырабатываются особые механизмы управления высказыванием - умение не проговориться, способность хитрить. Постепенно у часто лгущего ребенка появляется положительное отношение ко лжи и обману, которые расцениваются им как проявление ума и ловкости.

          Свою ложь он начинает считать «военной хитростью», а по сути - ложь из средства сокрытия превращается в средство добывания желаемых благ.

           Самый опасный вид лжи – заведомое введение в заблуждение ради получения выгоды. У ребенка, накопившего опыт удачных обманов и способов сокрытия истины, возникает стремление оправдать ложь и намерение «отточить» навык лжи.

           Появившаяся в раннем детстве, порочная черта личности сначала не проявляется без особой необходимости, но постепенно индивид привыкает применять ее в экстренных случаях. Филонов делает вывод, что в завершающей стадии развития качества человек уже не дожидается тех или иных обстоятельств, «обладая мощной побудительной силой, отрицательное свойство может стать основной для противоправного поведения». Соответствующая оценка окружающих укрепляет у ребенка мнение о себе, он начинает считать себя способным к хитрости, лжи и т.д. Постоянное неодобрение со стороны окружающих побуждает ребенка обратиться к себе подобным, к той среде, где отрицательные качества, наоборот, одобряются и где он чувствует себя сравнительно благополучно.

Как реагировать на обман.

   Чтобы человек не стал злостным врунишкой, важно вовремя обратить на него внимание, попытаться изменить ситуацию, в которой он развивается, а не реагировать на его поведение только наказаниями.

           Самое эффективное средство борьбы с детской ложью – это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении.

  Первое, что необходимо сделать родителю солгавшего ребенка – это разобраться в причинах лжи.

Что-то предпринять в сложившейся ситуации можно только в тесном контакте с ребенком. Начать надо с разговора «по душам». Такой разговор полезен и в ситуации, когда вы только подозреваете, что ребенок вам соврал, и когда у вас есть все доказательства его лжи.

       Вот что можно сказать ребенку в такой ситуации (советуют специалисты).

  Август Айхорн, австрийский психоаналитик, рекомендует воздержаться от выражений типа «Ты лжешь», «Ты должен говорить правду»-гораздо более эффективно вести себя так, как будто ребенок сделал ошибку. Можно сказать «ты уверен в том, что сказал?». Подумай хорошенько. Погоди-ка, расскажи мне еще раз и т.д.

   Известный детский психолог и психиатр Алан Фрамм рекомендует сказать ребенку следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, т.к. я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать».

       Американский психолог Пол Экман рекомендует заранее договориться с ребенком о взаимном доверительном отношении: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду». Естественно, данное ребенку обещание необходимо сдержать, каким бы ужасным, на ваш взгляд, ни был его поступок.

  Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ребенка ввел вас из равновесия, то сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к спокойному обсуждению случившегося.

       В редких случаях требуется ваша немедленная реакция, обычно разговор можно обложить на время, когда все эмоции улягутся.

      Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его потребность лгать. Он почувствует себя еще менее уверенно и будет еще сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслуживать похвалу с помощью лжи.

 Из-за грубого обращения ребенок может почувствовать по отношению к вам враждебность, а это чувство тоже не способствует, установлению доверительных отношений. Возможно, ребенок сам ищет подходящий момент, чтобы все вам рассказать. Не форсируйте события, а лучше постарайтесь ему помочь, расположите его к откровенности.

Ничто так не ранит детскую душу, как несправедливость. Помните: сколь очевидной ни казалась бы вина ребенка, всегда остается вероятность несправедливого обвинения.

Подготовила: педагог-психолог: Костарева А.Ю

Литература:

Айхорн А. Трудный подросток—М.:Апрель-Пресс, 2001г.

Экман П. Почему дети лгут? М.:Посвещение, 1993г.